ТЕНИ КРОВАВОГО ДОМА
Рецензия на игру «ТЕНЬ ЗЛОБЫ» (2001 (С) Elf Dillm ( dillm@chat.ru  , http://www.text-adventure.narod.ru )). Автор нижеприведенного текста (JackCL - jackland@mail.ru - это он во всем виноват)   готов нести ответственность за все нижесказанное, что впрочем неудивительно, потому что ему не отвертеться.

ДЕКЛАРАЦИЯ О НАМЕРЕНИЯХ

Широко распространено мнение что ревю бывают двух типов: хвалебные и флеймовые ("flame" - англ. сокр. "for lamers", жаргон. опред. стат./месс./пост. полной неценз. выр-ий и проч. ерунд.) Это мнение в корне ошибочно. Как человек, вот уже достаточно долгое время занимающийся написанием различного вида «review» и отзывов на самые разнообразные вещи (тот факт, что их никто не читает, меня не смущает) я намерен это мнение опровергнуть, не сходя с этого места.

Все ревю, на самом деле, делятся два следующих типа: платные и бесплатные. Поскольку практики платных обзоров у нас пока не наблюдается (Если вы имеете желание ввести такую практику - пришлите мне письмо с наименованием объекта рецензии и 200$ почтовым переводом, оплата по кредитным карточкам Visa/MasterCard приветствуется. Не забудте указать какого рода должен быть обзор - хвалебный либо ругательный... Дорого? Двести жалких баксов - это дорого?!! Ну знаете... Ну знаете!.. Знаете, вы пишите - мы договоримся) этот обзор также относится к бесплатным, а следовательно я могу писать здесь все что захочу и не капайте мне на мозги по поводу предвзятости. Приступим? Судя по выражению вашего лица - давно пора.

ПЛЮСОМЕТ

Первым делом, хочется отметить что «Тень злобы» - игра русская, игра относительно новая на момент написания данного ревю и игра адвентюрная. Никакой фигни типа «русские описания - английские команды» вы здесь не увидите. Все на русском - от первого до последнего слова, исключая разве что никнейм автора, но это, думаю вы переживете, если конечно не являетесь эльфоненавистником. Большой плюс в судейский бланк.  Также вы будете избавлены от необходимости щелкать по клавишам, отмечая унылые пункты очередного унылого меню заполненного по-обыкновению до невозможности тупыми и унылыми командами типа «потрясти шкатулку» и «зажечь спички» - за это еще плюс. (Данный пример приведен безотносительно к какой-либо (пусть даже гипотетически) существующей игре - просто первое что пришло в голову). Замечу также, что имея на выбор две-три команды как-то сложно представить себя в образе полноценного человека, на ум почему-то лезут какие-то умственно или физически ограниченные калеки, возможно даже хоббиты с волосатыми лапами (Только не бейте меня, о хоббитофилы, я люблю существ с волосатыми ногами ничуть не меньше вашего! У меня даже кот дома есть!).

Игра начинается, что весьма нехарактерно для поколения «Пи», - в библиотеке! Плюс за оригинальность. Младому поколению поясню, что библиотека  - это такая большая комната с кучей полок заставленных книгами. Что там делает главный герой - непонятно, но уже пугает. Как его сюда занесло? Алкоголь? Наркотики? Чрезмерное увлечение IF? (Все три перечисленных порока могут вызвать сильное привыкание, вплоть до маниакальной зависимости. Я вас предупредил.) Ни пустых бутылок, ни шприцов ни даже заваляющего ноутбука вокруг не видно, так что все эти три причины отпадают. На глаза правда попадается какая-то книжица с маловразумительными строками... Не иначе - «Записки сумасшедшего».

Прогулявшись по окрестностям знакомимся с помещениями и миром «вне стен». Герой оказался в небольшом замке, смахивающим размерами на усадьбу, с бездонным колодецем под боком, кладбищем поблизости и страшным лесом вокруг. Обитатели замка были не иначе как вампирами и больше летали в облике мышей, поскольку никаких дорог/тропинок/автомобильных стоянок/телепортационных кабинок или иных средств передвижения поблизости не наблюдается. Все это сделано загадочно, за что еще плюсик.

Собрав немногочисленную имеющуюся а замке утварь, быстро соображаем что от нас требуется. Когда я говорю «быстро» я имею ввиду именно это самое. Замок действительно невелик по размеру, окрестности не очень примечательны, а количество предметов сводит список логически возможных действий к одному... ну максимум двум вариантам, опробовать которые большого времени не займет.

Следующая часть игры - небольшой лабиринт и хотя Эльф советовал нарисовать карту - за внимание к игрокам и оперативное исправление багов плюса удостаивается сам Эльф Диллим лично, я к своему великому удовольствию обошелся без нее, найдя выход положившись лишь на интуицию ( весьма особая вещь на которую не так-то легко лечь, в отличии скажем от дивана у вас дома, но когда вы сумеете ее обуздать то получите массу удовольствия) - и за это плюс.  Вообще ничто так не раздражает игрока, как наличие в игре лабиринта - неприменного атрибута адвентюры... но почему-то большинство авторов лабиринты обожают. (Я подозреваю как раз потому, что самих авторов, которые когда-то были игроками эти самые лабиринты раздражали не меньше. "Пусть теперь и они помучаются!" - радостно восклицают игромейкеры, потирая ладошки) Кстати, я не упомянул еще одну вещь связанную с лабиринтом - а именно - в облике кого вы там оказались... И не упомяну. Скажу только, что это было прелес-с-с-сно, прелес-с-сно! Еще плюс.

Дальше  просто - раз, два и готово. Все. Игра окончена и мы получаем объяснение тому как и куда и зачем и почему - короче говоря, ответы на все вопросы. Это тоже радует.

Надо сказать еще что-то об описаниях локаций... В целом - они на уровне. Не фонтан, конечно, это вам не Томас Диш, но, особенно после множества выловленных багов, неточностей и опечаток - можно читать без напряжения.

- 3... УЖАС?

Огорчают же в «Тени Злобы» следующие  вещи:

Первое - некоторые предметы обстановки/вещи в игре недостаточно интерактивны - минус. К примеру вы не можете осмотреть предмет после того как вы его взяли. Второе - игра не так страшна, как Эльф обещал на форуме. Хоррор, конечно, по форме, но не страшно. Атмосфера не слишком, не слишком... На уровне подросткового сериала "Мурашки". Минус. И наконец, третье, о чем вы наверное уже догадались - игра невелика по объему. Игра мала, очень мала, разочаровывающе мала для полноценной адвентюры. В «Зомби 2» (новое слово в искусстве программирования, сверхпопулярный текстовый-шутер, который даже на "тройке" будет "летать" быстрее и смотреться круче чем "Counter Strike" на четвертом пне) к примеру было «полторы головоломки», но зато - большое игровое пространство. Здесь головоломок (ура!) больше и они логичны, но пространство - меньше. Много меньше. Минус.

ИТОГ ЗАКОНОМЕРЕН

Результат отчевиден. Так и хочется спросить - что же это? Концептуальный минимализм в if-искусстве или демонстрация намерений? (Риторический вопрос, заданный мною ислючительно с целью продемонстрировать какие длинные и умные слова я знаю.) Я рискну предположить что все-таки последнее. Если Эльф напишет вторую часть, где прибавит еще вещей и головоломок, да умножит все это на четыре - мы наконец-то получим хорошую, полноценную русскую адвентюру. Пока что мы имеем игру с приставкой «мини-».

Все вышенаписанное можно рассматривать как серьезный, вдумчивый обзор профессионального обозревателя (с трудом), либо как полный бред (легко) - ни та, ни другая точка зрения не отменяет того простого факта, что «Тень Злобы» может доставить вам несколько десятков приятных минут. Играйте, если еще не успели.